Четверг, 25.04.2024, 12:37
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 221
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сентябрь 2018 журнал "Методист" (приложение "Мастер-класс" № 7 2018) сценарий литературной гостиной "Береги честь смолоду" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Июль 2018 международный журнал "Молодой ученый" № 29 (2018) статья "Эйдос-конспекты по произведениям А.С.Пушкина"

Август 2017. Сборник эссе ТОИПКРО «Современный учитель: взгляд изнутри»

Анализ художественного произведения при помощи эйдос-конспекта

Н.Ф.Головацкая,  МАОУ № 42, г. Томск

        Художественный текст соткан из многочисленных авторских образов, в различных вариациях представленных в сознании читателей, создающих многогранный мир произведения. Диалог писателя и ученика скрыт от учителя. Одним из вариантов анализа художественного произведения является создание эйдос-конспекта учеником вместе с учителем или (что интереснее) самостоятельно.

     Эйдос-конспект размышление, рожденное образностью произведения, сопровождаемое созданием собственного проекта образа на основе цитат произведения [подробнее об эйдос-конспекте 1, 2].

    Достоинства работы с эйдос-конспектом (ЭК):

  1. помогает увидеть образ, созданный художником, глазами учащегося;
  2. позволяет проверить уровень восприятия произведения, творчества писателя, так как комментарий к ЭК показывает, насколько глубоко текст понят учеником;
  3. требует от учащегося самостоятельной работы в выборе тем, образов, учит его исследовательской деятельности;
  4. развивает творческие способности учащегося, интегрирует разные виды искусства: литературу и живопись, для творческих музыку, видео;
  5. для неподготовленного читателя ЭК, составленный одноклассником, является своего рода помощником при чтении: учит представлять, сравнивать разные точки зрения.

        Знакомство с эйдос-конспектами начинаю в 5 классе. Вначале ЭК помогает делать зримыми эпитет, олицетворение, метафору или сравнение. Прошу изобразить найденное на уроке художественное средство и объяснить его роль в тексте.  Например, Рисунок № 1. ЭК «Эпитет- метафора в рассказе К.Г.Паустовского «Кот-ворюга» Г.Молочко увидел главного героя рассказа К.Г.Паустовского «Кот-ворюга» на ЭК похожим на пожар благодаря эпитету-метафоре «огненно-рыжий» [3] и пояснил, что писатель подчеркнул особенно яркую окраску животного.

        Рисунок №2. ЭК «Образ квартиры в стихотворении Д.Самойлова «Из детства». Ю.Абушахманова в стихотворении Д.Самойлова «Из детства», оттолкнувшись от цитаты «Осеннею мухой квартира// Дремотно жужжит за стеной» [4], представила на ЭК муху-квартиру, развивая авторскую цепочку (сравнение метафора) и включая собственное представление окон как глаз, дверей как крыльев. Образ становится зримым и слышимым.

        Постепенно эйдос-конспекты усложняются.

    Рисунок №3. ЭК «Художественные средства в стихотворении С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы». Л.Быкова отметила уже несколько художественных средств в стихотворении С.Есенина  «Нивы сжаты, рощи голы...»: «Колесом за сини  горы солнце тихое скатилось» солнце изображено в виде колеса, съезжающего с неба: сравнение по форме круга рождает метафору - действие: «скатилось» (происходит знакомство с цепочкой изобразительных средств); «дремлет дорога», «ей ... примечталось» – дорога показана как человек с закрытыми глазами, а рядом с ней - её мечты: олицетворение оживляет природу, делает её ближе человеку. Легче запоминались эпитеты: «звонкая»  чаща - мы видим лес, из которого вылетают ноты, мы слышим звуки; «седая» зима   предстает старым человеком. Таким образом, ученицей создавалась не иллюстрация, а оживлялись художественные находки автора, благодаря которым произведение становится неповторимым.

   Эйдос-конспекты могут отражать особенности художественного мира писателя; раскрывать тематику, проблематику, идейное содержание, композицию произведения; анализировать образ – персонаж; передавать роль словесного образа или художественной детали в произведении; проводить литературные параллели.

    Рисунок № 4. ЭК «Образ луны (месяца) в лирике С.Есенина». Т.Жейкова на ЭК «Образ луны (месяца) в лирике С.Есенина» показала, с одной стороны, богатство ассоциаций поэта при характеристике данного образа: «лунный гребешок» («Зеленая прическа»), «ладья» («Устал я жить в родном краю»), «младенец»  («О муза, друг мой гибкий»), «жеребенок» («Нивы сжаты, рощи голы», «Табун»), «щенок» («Песнь о собаке»), «сырной кусок» («Небо сметаной обмазано»), «пастушеский рожок»  («Голубень», «О Русь, взмахни крылами»), «лунная метла» («По-осеннему кычет сова»), «всадник унылый» («Покраснела рябина») и т.д. С другой стороны, на ЭК представлена  цветовая палитра данного образа: белый, жемчужный, янтарный, серебряный, бледный, лимонный, рыжий, алый, червонный, синий, –  в которой преобладают желтый, золотой цвета [5].

    Т.К.Савченко, исследуя творчество С.Есенина, отмечает, что важную роль в художественном мире поэта играют образы луны и солнца «как символы … лунной и солнечной сфер, влияющих на человека» [6]. Но так как, «в нас пока колесо нашего мозга движет луна» [7], Есенин значительно больше внимания уделяет образу луны, чем солнца. Он создает в своей лирике более 160 «лунных» образов [6].  Представив даже неполный предметный ряд образа луны, ученица поняла, насколько сложен и многогранен художественный мир поэта, так близко стоящего к природе, тонко чувствующего её красоту.  

      ЭК «Хамелеонство глазами А.П.Чехова» (рисунок № 5) отражает поведение полицейского надзирателя Очумелова, его перепады настроения (удовольствие, строгость, испуг, недоверие, игру в справедливость, сочувствие, страх, гнев, власть, умиление, лицемерие, угрозу) в зависимости от чина хозяина собаки.  Говорящие детали-образы: шинель как окраска хамелеона, положение руки (пальца) Хрюкина – являются отражением угодничества, приспособленчества. Данный ЭК составлен коллективно с учащимися при анализе произведения в виде графика поведения полицейского, так и не захотевшего разобраться в деле по справедливости. И пострадавший от собаки Хрюкин образ тоже неоднозначный: «полупьяный», «вздорный» [8]  ─ не вызывает симпатий.      

  

    Одним из эстетичных, с точки зрения художественности, эйдос-конспектом является работа В.Абдулкиной на тему «Авторский взгляд на Русь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (рисунок № 6). Сам Н.В.Гоголь, открыто высказывающийся в лирических отступлениях, не боящийся показывать тёмное начало Руси, мастерски типизированное в первом томе «Мертвых душ» («всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь»), и её нереализованный свет, который воодушевлял всю жизнь писателя-сатирика («много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни») на лирические строки о родинезнать у бойкого народа ты могла только родиться…» [9]). И впереди ─ образ «бойкой необгонимой тройки»» как символ Руси, что несётся вперёд... «Русь, куда ж несёшься ты?» ─ вопрос, волновавший автора, волнующий и нас, современников.

    Эйдос-конспект как форма анализа художественного текста может стать сотворчеством ученика-читателя с автором.

Список литературы

  1. Головацкая Н.Ф. Эйдос-конспект как одна из форм постижения своеобразия художественных произведений. – В сб. Размышляя о вечном. Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках литературы. Выпуск 2. – Томск, ГНМЦ, 2003.
  2. Головацкая Н.Ф. Сайт «Эйдос-конспект». http://eidos.ucoz.ru/
  3. Паустовский К.Г. Кот-ворюга. – М.: Детгиз.,1962.
  4. Самойлов Д. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  5. Есенин С. Собрание сочинений в трех томах. – М.: Правда, 1970.
  6. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч.1 /В.В.Агеносов и др. – М.: Дрофа, 2004.
  7. Есенин С. Собрание сочинений. Том 4.– М.: Художественная литература, 1967.
  8. Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Том 3.– М.: Наука, 1983.
  9. Гоголь Н.В. Сочинения в 2 томах. Том 2. – М.: Художественная литература,

А также статьи на сайте   festival.1september.ru/authors/104-651-795  "Тема страха в повести В.Маканина "Лаз". 11-й класс (2006  год) , "Анализ поэтического текста с помощью эйдос-конспекта. 5–7-е классы" (2007 год) , "Эйдос-конспекты при изучении поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" (2013 год).